Нод    по      художественному     творчеству    в старшей  группе.

« Русский  народный  костюм».

Цель.

Воспитывать у детей  интерес  и уважение  к родной  культуре,

творчеству  русского  народа,   желание   творить  самим.   

Познавательное  развитие.

Формировать  знания  детей  о русском  народном  костюме

 (  мужском   и   женском).

Познакомить с  элементами  украшения костюма , символикой  узора,  с разными видами узора (растительный, цветочный, животный, геометрический) .

Уточнить  знания  детей  о цифрах.

Закреплять у детей  обратный  счёт до 10 , составлять    машину  времени  из геометрических   фигур,  развивать  фантазию у детей.

Речевое  развитие.

Обогащать  и  активизировать  речь  детей новыми  словами:  рубаха, кокошник , сарафан,  косоворотка,  штаны .

Учить  детей  сравнивать  одежду современую и русскую народную,  делать  выводы.

Социально – коммуникативное  развитие.

Закреплять  умение  взаимодействовать  со  сверстником  парами.

Развивать дружеские  отношения между  детьми.

Закреплять  умение  вести  диалог.

Физическое  развитие.

Закреплять умение  выполнять  движения   по  тексту.

Художественно – эстетическое  развитие.

Учить  детей  рисовать  народный русский  узор,  располагать его  ритмично, красиво , сочетать  разные  цвета.

 Развивать   художественно –эстетический  вкус  у  детей.

Предварительная работа:

Рассматривание энциклопедий, иллюстраций, картин, беседы, презентации , чтение  русских  народных  сказок.

Развлечение «Зимние  посиделки»,  фотографии детей  в русских  костюмах,  синие   и   красные  цветы,  тарелочки.

Материалы и оборудование:

Мультимедийное  оборудование, презентация, шаблоны русских народных мужских и женских костюмах, набор  цифр,  наборы  геометрических  фигур, карусель,  гуашь, кисточки, баночки – непроливайки, силуэты  кукол, подставки под кисточки, карусель,  картина.

Ход  НОД

Организационный   момент.

Все  стали по  местам,  никому  не тесно.

По  секрету  скажу  Вам:  «Будет  интересно».

Воспитатель.

Дети,  посмотрите  внимательно  друг на друга.  Во  что  вы  одеты?

Ответы  детей.

Воспитатель.

А  какая  эта  одежда?

Ответы  детей.

 (модная,  разная,  цветная, современная)

Воспитатель.

Да, правильно. Мы  живём  в  современном  мире  и  носим  современную     одежду.

А   как  вы  думаете,  как  называется  одежда,  в которой   ходили  люди  в  прошлом, в Древней  Руси.

Ответы  детей.

Воспитатель.

 Да,   русская,  народная, старинная   одежда.

А  вы  хотите  узнать , как  в  старину  одевались  люди?

Ответы  детей.

 

 

Воспитатель.

Но  чтобы  это  узнать  я  предлагаю  Вам  совершить  необычное  путешествие  на  машине  времени. Для  этого  необходимо  построить  машину  времени  из геометрических   фигур.

Строить  мы  будем  парами. Успех  нашего  путешествия  зависит  от  того  какими  вы  будете  дружными  и  внимательными   друг к другу, разделиться  на  пары  нам   помогут  цифры.

Сейчас  каждый  из  вас   возьмёт  себе  цифру  и  подойдёт  к  столу, где  находится  такая  же  цифра.

Дети  выполняют  задание – строят  машину  времени.

Воспитатель.

Наши  машины  времени  готовы. Ребята,  каждая  пара  возьмитесь  за  руки  крепко, машина  времени   перенесёт  нас  в  прошлое.  Начинаем  обратный  отсчёт – 10  9 8 7 6 5 4 3 2 1 пуск

(звучит  фантастическая  музыка,  взлёт  машины  времени)

1 слайд. «Древняя   Русь».

Воспитатель.

Дети, посмотрите  мы  попали  в прошлое  - это Древняя  Русь.

С  давних  времён  на  Руси  все  люди  были   вежливые,  всегда  приветствовали  друг  друга  поклоном  и  добрыми  словами. Здравствуйте – значит   желать  доброго  здоровья.

Давайте  и  мы   поздороваемся  друг  с  другом,  как  в  старину.

Девочки  с  поклоном.

Здравствуйте,  добры  молодцы.

Мальчики  с  поклоном.

Здравствуйте,  красны  девицы.

 

Воспитатель.

Здесь  уже  нас ожидают  гости. (обращает  внимание  на  гостей)

Дети.  Здравствуйте,  добрые  люди.

(Дети  садятся)

Воспитатель.

2 слайд.

Дети, посмотрите на  экран к нам пришли  гости Красная девица Алёнушка и добрый молодец Иванушка.

 Давайте с ними  поздороваемся.

Дети.

 Здравствуйте, добрые люди.

 

Красна девица Алёнушка.

Здравствуйте, дети. У нас  скоро  будет  праздник  «Весенний  хоровод».

Нашим  друзьям  нужна  праздничная  одежда.  Помогите нам, пожалуйста, украсить  костюмы   русским народным узором.

Ребята, поможем нашим друзьям?

Ответы  детей.  Да.

Воспитатель.

Ребята, а  какие  элементы  русской, народной  одежды  вы  узнали  и  можете назвать?

Ответы  детей.

3 Слайд.

Воспитатель.

Главной частью  мужского  костюма – рубаха косоворотка,  широкие, длинные  штаны, а на  голову картуз.

4 слайд.

Воспитатель.

 Женщины  на  Руси  носили:  рубаху,  сарафан,  передник, юбку.

 На голову надевали  платок  или  кокошник.

Каждый  цвет  в одежде  обозначает  что – то  своё.

 

Показ  слайдов.

Красный   -  охраняет  и  защищает,  символ  праздника.

Зелёный -  цвет  жизни  и  растительности.

Жёлтый – приносит  тепло  и ласку.

Цвет  пшеницы  и  солнца.

Синий  - цвет  неба  и  воды.

Белый – цвет чистоты,  честности.

Воспитатель.

Ребята,  вы  обратили  внимание -   чем  украшали   русские  люди  свою  одежду.

Ответы  детей.  (вышивкой, узором)

Воспитатель.

Молодцы.  Украшая  вышивкой  свою  одежду,  люди  надеялись, что  это  принесёт  им  здоровье,  счастье, спасёт от  злых  сил.

А где располагается  узор  на русской, народной   одежде?

Ответы  детей.

Воспитатель.

Правильно.   Узор находится   по  центру,  на  подоле  и на  рукавах, у выреза  на  воротнике.

В  старину  знаки  на  узоре   имели   особое  значение.

 

Показ  слайдов

Извилистая,  ломаная  линия – знак  воды.

Круг – это   знак  солнца.

Квадрат,  ромб – знак  земли

Дети,  посмотрите - какие  бывают   вышивки.

(Растительные,   цветочные,  геометрические,  животные)

5  Слайд

А  сейчас  мы  поиграем  в  игру «  Оденем  куклу  в русский  народный  костюм».

Воспитатель.

Хорошо   поработали,  а  теперь давайте  отдохнём.

Физминутка.

Ходим, ходим   хороводом Перед всем честным народом. Сели,                                                             присаживаемся Встали,                                                         встаем Себя показали.

Попрыгали,                                                 прыгаем Потопали                                                     топаем В ладошки мы похлопали.                       хлопаем.

 

Воспитатель.

 

Как  много  интересного  мы  узнали о  русской  народной  одежде.

А  теперь  я предлагаю  пройти в мастерскую  -  выбрать   сарафан  или  рубаху -  косоворотку  и  нарисовать -  красивый,  русский народный  узор.

(дети  рисуют  под музыку)

(Весёлая   спокойная  музыка)

 Молодцы! Какие  красивые  сарафаны и рубахи   у вас  получаются.

А   теперь   выберите  себе  куклу и нарядите  её.

А   потом  мы  вместе  соединим  кукол  в  хоровод.

(дети прикрепляют  кукол на лист  ватмана и образуется  хоровод.)

 

Дети,  мы  выполнили  просьбу   сестрицы  Алёнушки  - нарисовали  красивые  наряды   для  её  друзей.  Теперь   они  вместе  будут  встречать праздник «Весенний  хоровод».

6  слайд   Хоровод.

Воспитатель.

Дети, я  предлагаю   Вам   поиграем  в игру «Карусель».

Игра «Карусель».

Воспитатель.

Наше  путешествие  завершается,  проходите    к  машине   времени.

Встаём  парами  и  начинаем   обратный  отсчёт.

10 .9.  8. 7. 6. 5. 4 .3 .2.  1.  пуск.

(звучит  фантастическая  музыка)

Воспитатель.

Вот  мы  оказались  в нашем  детском  саду.

Дети, где  мы  сегодня  побывали?

 

Ответы  детей.

Воспитатель.

Правильно, мы  путешествовали  в  Древную  Русь.

Что мы с вами делали в Древней Руси?

 Ответы детей.

 

Воспитатель.

 Мы  познакомились с элементами русского народного костюма (мужского   и женского) и  узнали -   как   одевались  люди в далёком  прошлом.

У меня на подносе  лежат  синие и красные  цветы.

 

Если    Вам  понравилось наше путешествие -   возьмите   красный цветок,    а если вам было не интересно  и  скучно   -  возьмите синий.