Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию интеллектуальных способностей в математической деятельности средствами разнообразных игровых приемов для детей среднего дошкольного возраста.

Тема: «Путешествие в королевство Математики»

Воспитатель: Мухина Н.В.

Группа: средняя.

Место проведения: МДОУ детский сад «Светлячок».

Дата: 2017г.

Цель:

Ø  Развивать интеллектуальные способности детей, логическое мышление мыслительных операций через игровую деятельность.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи.

Образовательные:

Ø формировать познавательную активность и творческое воображение детей;

Ø упражнять в счете в пределах 7, совершенствовать навыки прямого и обратного счета от 1 до 7;

Ø  закреплять представления детей о геометрических фигурах: умение различать геометрические фигуры, умение сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине);

Ø упражнять в сравнении предметов, отличающихся высотой;

Ø закреплять представления о частях суток;

Ø закреплять понятие «широкий – узкий», «высокий – низкий», «большой – маленький»;

Ø продолжать обучать умению пользоваться материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках (цветная манка). 

Ø учить элементам самомассажа рук;

Ø формировать умение принимать игровую задачу.

 Развивающие:

Ø развивать навыки речевого общения, умения вести диалог;

Ø развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность сложно координированных движений пальцев и кистей рук в играх с нетрадиционными пособиями;

Ø  развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность творческие способности, воображение;

Ø развивать пространственные представления (между, за, перед);

Ø развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы.

Воспитательные:

Ø воспитывать любознательность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Ø воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально;

Ø умение доводить начатое дело  до конца;

Ø  формировать дружеские взаимоотношения и желание помочь тем, кто нуждается в помощи;

Ø  воспитывать умение видеть пользу от совместного труда;

Ø формировать умение радоваться, достигая цели;

Ø воспитывать интерес к математическим знаниям.

Виды детской деятельности: продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная.

Методы:

Ø словесный;

Ø наглядно – действенный;

Ø практический;

Ø игровой;

Ø интегрированный.                                                                                                        

Приемы:

Ø беседа;

Ø  воображаемая ситуация;

Ø различные игровые упражнения;

Ø использование сюрпризного момента;

Ø решение маленьких «проблем», возникающих у сказочных героев.

Форма проведения непосредственно образовательной деятельности:

Ø Игра – путешествие.

 

Предварительная работа:

Ø закрепление знаний о геометрических фигурах с помощью различных дидактических игр, нетрадиционных пособий;

Ø работа с детьми на закрепление знаний прямого и обратного счёта до 7;

Ø закрепление умения сравнивать группы предметов с помощью различных игровых упражнений;

Ø работа по закреплению частей суток с помощью различных дидактических пособий;

Ø индивидуальная работа.

 Оборудование для проецирования мультимедийной презентации: экран, мультимедийный проектор, ноутбук, магнитофон, аудиозаписи, презентация, звукозапись.

Демонстрационный и раздаточный материал: персонаж Домовенок Кузя,  флешка, «ковер – самолет с дырками в виде геометрических фигур, заплатки в виде геометрических фигур, домики четырех цветов разные по высоте на каждого ребенка, животные (медведь, лиса, заяц, мышка) на каждого ребенка, сухой бассейн с цифрами, конверты ц цифрами на каждого ребенка, речка, два мостика (узкий и широкий), мячики Су – Джок, листы с изображением контура цветка, цветная манка, медали «Самый умный» и «Самая умная», фишки для определения настроения.

Ход непосредственно  образовательной деятельности:

Эмоциональный настрой.

Воспитатель:  Дети, подойдите, пожалуйста, ко мне. Я очень рада вас видеть!  Посмотрите сколько сегодня у нас много гостей. Мы очень любим, когда к нам приходят гости. Каждое утро мы говорим друг другу: « Доброе утро», чтобы у нас весь день был добрым, чтобы настроение у нас было хорошее. Давайте скажем эти утренние волшебные слова и нашим гостям.

Дети (обращаются к  гостям):  Доброе утро.

Воспитатель: (обращает внимание на Домовенка Кузю). Дети давайте поздороваемся и с нашим домовенком Кузей, который живет вместе с нами. Доброе утро, Кузя! (Дети здороваются с Домовенком Кузей).

Дети, когда я пришла сегодня в детский сад, домовенок Кузя с нетерпением ждал меня. И он мне передал флешку, на которой записано видеописьмо.  Спасибо тебе Кузя!

Воспитатель: Дети, давайте все вместе послушаем от кого видеописьмо и о чем в нем говорится.  

 

(На экране изображение Королевы Математики. Звукозапись).

 

«Дорогие ребята, обращается к вам Королева Математики. В нашем математическом королевстве случилась беда.  Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания».

 

Воспитатель:   Дети, а мы сможем помочь жителям математического королевства?  (Ответы детей).

Ну что ж, Кузя, ты оставайся в группе, а мы отправляемся в путешествие.  Мы тебе обязательно расскажем о нашем путешествии.

Но к путешествию сначала нужно подготовиться. 

                                                                                          

Дети выполняют самомассаж.

 

Воспитатель:  Вы готовы, глазки?

Дети: Да! (поглаживание век)

Воспитатель:  Вы готовы, ушки?

Дети: Да! (поглаживание ушей)

Воспитатель:  Вы готовы, ручки?

Дети:  Да! (поглаживание кистей рук)

Воспитатель: Вы готовы, ножки?

Дети:  Да! (поглаживание ног)

Воспитатель:  Вы готовы? (развести руки в стороны)

Дети: Да! (обнять себя руками)

 

Воспитатель:   А как вы думаете - на чем можно путешествовать? (Ответы детей).

Дети, а я предлагаю вам отправиться на волшебном « ковре – самолете».

(Воспитатель показывает ковер, на котором дырки в виде геометрических фигур).

Воспитатель: Ой, дети,  посмотрите, ковер прогрызли мыши. Надо срочно его починить. У меня на подносе лежат заплатки в виде геометрических фигур. Сейчас я каждому из вас дам свою заплатку для ремонта ковра. Найдите и наложите правильно заплатку на ковер.

(Воспитатель каждому ребенку дает в руки «заплатку». Дети накладывают на соответствующую фигуру). Воспитатель: Какими геометрическими фигурами вы починили ковер?

Дети: Квадрат, круг, прямоугольник, треугольник.

Воспитатель: Наш ковер готов к полету. А теперь, друзья, все на борт.

Воспитатель (под музыкальное сопровождение) : Дети, в какое время суток мы отправились с вами в путешествие? (Утром).

А скажите, завтракаем мы когда? (Утром).

А ужинаем? (Вечером).

Спим мы когда? (Ночью).

А делаем зарядку? (Утром).

Солнце светит когда? (Днем).

А луна? (Ночью).

 

Воспитатель: Молодцы, вот мы и прилетели в Королевство Математики!

 

(На экране изображение замка с геометрическими фигурами).

Воспитатель: Дети, посмотрите, злой волшебник повесил огромный замок на ворота королевства. Чтобы его открыть нам нужно выполнить задание.

- Какие геометрические фигуры вы видите на замке?

  (На замке  два треугольника, два квадрата, круг, прямоугольник).

 

-Скажите, а есть ли здесь одинаковые фигуры?

( Два треугольника  и два квадрата).

 

- Есть ли здесь геометрические фигуры одинаковые по цвету.

(У треугольника, круга и одного квадрата красный цвет).

(У прямоугольника и квадрата зеленый цвет).

 

- А что общего у прямоугольника и квадрата?

(У них есть углы).

 

А что  можно сказать о размере этих фигур?

(Фигуры разные: одни больше другие маленькие).

 

- Какая фигура лишняя и почему?

(Лишний круг, потому, что он не имеет углов).

 

(На экране  открытый замок)

Воспитатель: Замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство, где нас ждут еще испытания.

(На экране разные по величине дома).

Воспитатель: Дети, перед нами улица королевства Математики, на которой живут сказочные герои. Дома сказочных героев заколдовал злой волшебник, и они все перепутались. Давайте расколдуем их.

(Воспитатель предлагает детям пройти за столы).

Воспитатель: У вас на столе лежат дома . Вам нужно расставить дома в правильном порядке – начиная с самого высокого и заканчивая самым низким.

(Дети самостоятельно расставляют дома).

Воспитатель: Какого цвета дом самый высокий? (Красный).

 Какого цвета дом чуть пониже красного? (Зеленый).

Какого цвета дом ниже зеленого? (Желтый).

Какого цвета дом самый низкий? (Синий).

 

Воспитатель: Молодцы, теперь все дома стоят в правильном порядке.

А сейчас нам нужно поселить в каждый домик своего жителя. Они перед вами – это медведь, лиса, заяц и мышка. Дети, подберите для каждого жителя свой домик по величине, чтобы они могли там поместиться.

(Дети самостоятельно заселяют животных в дома).

 Кого вы поселили в домик красного цвета? (Медведя). Почему? (Потому что медведь большой и дом большой и высокий). А какой по счету будет дом красного цвета? (Первый).

Кто поселился в домике зеленого цвета? (Лиса). Почему? (Потому что лиса поменьше и  дом поменьше и пониже). А какой по счету будет дом зеленого цвета? (Второй).

А чей домик  желтого цвета? (Зайца). Почему? (Потому что заяц меньше лисы и дом ниже, чем у лисы). А какой по счету будет дом желтого цвета? (Третий).

А кто живет в домике синего цвета? (Мышка). Почему? ( Потому что мышка маленькая и домик низкий). А какой по счету будет дом синего цвета? (Четвертый).

Воспитатель: Молодцы, дружно справились с заданием. Расколдовали все домики и правильно заселили жителей.

 

 

 

А сейчас давайте немного отдохнем.

Физминутка «Мы ногами топ – топ»

Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Раз — сюда, два — туда, Повернись вокруг себя. Раз — присели, два — привстали, Руки кверху все подняли. В сторону мы повернулись

И друг другу улыбнулись

Воспитатель: Дети, жители Королевства Математики очень расстроены из – за проделок злого волшебника. Они всегда играли с цифрами, а он заколдовал и спрятал все цифры. Давайте поможем жителям отыскать эти цифры. В этом королевстве есть волшебные бассейны. Может мы там сможем отыскать цифры. Давайте попробуем.

Игровое упражнение с нетрадиционным оборудованием «Сухой бассейн». Дети достают из бассейна цифры.

 

Воспитатель: Какие цифры вы нашли? (Ответы детей).

А сейчас возьмите тот конверт, на котором такая же цифра, как у вас.

(Дети берут конверты с соответствующей цифрой и проходят за столы).

Воспитатель: Дети, посмотрите, что у вас в конвертах. (Цифры). Все цифры перепутались и нам нужно их разложить по порядку. Не забывайте, что каждая цифра должна стоять на своем месте.

(Дидактическое упражнение « Разложи по порядку»)

Воспитатель: Дети, давайте назовем все цифры по порядку.

А сейчас  прочитаем цифры в обратном порядке.

Какая цифра стоит между цифрой 3 и цифрой 5?

Какая цифра находиться перед цифрой 4?

Какая цифра стоит за цифрой 2? 

Воспитатель: Молодцы, все цифры нашли свое место. Мы навели порядок и расколдовали их. Продолжаем путешествие .

Воспитатель: Дети, посмотрите, перед нами возникло препятствие,  речка. Какая она? (широкая) А как же нам пройти через нее? (дети фантазируют) (По мостику). А сколько здесь мостиков? (Два). Одинаковые ли они? (Нет). Чем они отличаются? (Один узкий, другой широкий). А по какому мостику удобнее и без страха можно пройти? (По широкому). Давайте встанем друг за другом и пройдем через речку по широкому мостику.

(На экране иллюстрация цветочной поляны в черно – белом цвете).

Воспитатель: Дети, мы оказались с вами на цветочной поляне. Раньше в королевстве было очень красиво. Повсюду цвели цветы. Но злой волшебник заколдовал всю красоту. И все цветы стали бесцветными. Нам нужно расколдовать их, чтобы королевство снова стало красочным. И сейчас мы с вами будем оживлять цветы. Но прежде чем оживлять, мы разомнем наши пальчики с помощью мячиков – ежиков.

Самомассаж  Су – Джок – терапия (китайские шарики).

«Будь здоров!»

Чтоб здоров был пальчик наш

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрем

И к другому перейдем.

(Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке).

Воспитатель: У вас на листочках нарисован цветочек. Сейчас вы будете оживлять цветы не краской, а цветной манной крупой.

На столе у вас манка разного цвета и каждый из вас оживит свой цветочек. Вы должны пальчиками набирать манку и сыпать на цветочек, не выходя за контур цветка.

 

Рисование цветов нетрадиционным  материалом (цветная манная крупа). Дети рисуют цветной манкой.

 

Воспитатель: Молодцы, дети, мы оживили  все цветы и полностью расколдовали Королевство.

Давайте мы посмотрим какое оно стало и что скажет нам Королева Математики.

(На экране изображение Королевы Математики на фоне королевства. Звукозапись).

 « Уважаемые  дети,  я  очень  довольна  вашими  знаниями по  математике.   Спасибо  вам, что вы помогли расколдовать и оживить мое королевство. Я  хочу  вас  наградить  почётными  медалями: «Самый  умный!»

Награждение.

 

Воспитатель: Дети, мы сегодня совершили очень доброе дело. В этом нам помогла наша дружба и знания. А чтобы дружба была всегда с нами, давайте мы завяжем «узел дружбы».

 

Релаксация: «Узел дружбы»

Дети  встают в круг.  Воспитатель протягивает ладонь, а дети кладут на нее свои ладошки сверху. Воспитатель накрывает их второй ладонью.

 

Воспитатель: Вот какой получился у нас «узел дружбы» - крепкий и добрый. Скажем все вместе: « Я очень люблю своих друзей!».  (Дети произносят хором).

 

Воспитатель: Я тоже вас очень люблю!

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад. А чтобы быстрее добраться до детского сада, мы полетим на самолете.

Подвижная игра «Самолеты» под музыкальное сопровождение.

Воспитатель: Вот мы снова в детском саду. Понравилось вам путешествие в Королевство Математики? (Ответы детей).                                                                                                              (Воспитатель берет в руки Домовенка Кузю). Давайте  расскажем нашему Домовенку Кузе какие добрые дела мы совершили ? (Ответы детей).

Воспитатель: Домовенок Кузя очень доволен нами.                                                                                                          Скажите Кузе  с каким настроением вы вернулись из путешествия? (Ответы детей).  А теперь выберете картинку Колобка с таким настроением как у вас.