Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию интеллектуальных способностей в математической деятельности средствами разнообразных игровых приемов для детей среднего дошкольного возраста.
Тема: «Путешествие в королевство Математики»
Воспитатель: Мухина Н.В.
Группа: средняя.
Место проведения: МДОУ детский сад «Светлячок».
Дата: 2017г.
Цель:
Ø Развивать интеллектуальные способности детей, логическое мышление мыслительных операций через игровую деятельность.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи.
Образовательные:
Ø формировать познавательную активность и творческое воображение детей;
Ø упражнять в счете в пределах 7, совершенствовать навыки прямого и обратного счета от 1 до 7;
Ø закреплять представления детей о геометрических фигурах: умение различать геометрические фигуры, умение сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине);
Ø упражнять в сравнении предметов, отличающихся высотой;
Ø закреплять представления о частях суток;
Ø закреплять понятие «широкий – узкий», «высокий – низкий», «большой – маленький»;
Ø продолжать обучать умению пользоваться материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках (цветная манка).
Ø учить элементам самомассажа рук;
Ø формировать умение принимать игровую задачу.
Развивающие:
Ø развивать навыки речевого общения, умения вести диалог;
Ø развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность сложно координированных движений пальцев и кистей рук в играх с нетрадиционными пособиями;
Ø развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность творческие способности, воображение;
Ø развивать пространственные представления (между, за, перед);
Ø развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы.
Воспитательные:
Ø воспитывать любознательность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
Ø воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально;
Ø умение доводить начатое дело до конца;
Ø формировать дружеские взаимоотношения и желание помочь тем, кто нуждается в помощи;
Ø воспитывать умение видеть пользу от совместного труда;
Ø формировать умение радоваться, достигая цели;
Ø воспитывать интерес к математическим знаниям.
Виды детской деятельности: продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная.
Методы:
Ø словесный;
Ø наглядно – действенный;
Ø практический;
Ø игровой;
Ø интегрированный.
Приемы:
Ø беседа;
Ø воображаемая ситуация;
Ø различные игровые упражнения;
Ø использование сюрпризного момента;
Ø решение маленьких «проблем», возникающих у сказочных героев.
Форма проведения непосредственно образовательной деятельности:
Ø Игра – путешествие.
Предварительная работа:
Ø закрепление знаний о геометрических фигурах с помощью различных дидактических игр, нетрадиционных пособий;
Ø работа с детьми на закрепление знаний прямого и обратного счёта до 7;
Ø закрепление умения сравнивать группы предметов с помощью различных игровых упражнений;
Ø работа по закреплению частей суток с помощью различных дидактических пособий;
Ø индивидуальная работа.
Оборудование для проецирования мультимедийной презентации: экран, мультимедийный проектор, ноутбук, магнитофон, аудиозаписи, презентация, звукозапись.
Демонстрационный и раздаточный материал: персонаж Домовенок Кузя, флешка, «ковер – самолет с дырками в виде геометрических фигур, заплатки в виде геометрических фигур, домики четырех цветов разные по высоте на каждого ребенка, животные (медведь, лиса, заяц, мышка) на каждого ребенка, сухой бассейн с цифрами, конверты ц цифрами на каждого ребенка, речка, два мостика (узкий и широкий), мячики Су – Джок, листы с изображением контура цветка, цветная манка, медали «Самый умный» и «Самая умная», фишки для определения настроения.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Эмоциональный настрой.
Воспитатель: Дети, подойдите, пожалуйста, ко мне. Я очень рада вас видеть! Посмотрите сколько сегодня у нас много гостей. Мы очень любим, когда к нам приходят гости. Каждое утро мы говорим друг другу: « Доброе утро», чтобы у нас весь день был добрым, чтобы настроение у нас было хорошее. Давайте скажем эти утренние волшебные слова и нашим гостям.
Дети (обращаются к гостям): Доброе утро.
Воспитатель: (обращает внимание на Домовенка Кузю). Дети давайте поздороваемся и с нашим домовенком Кузей, который живет вместе с нами. Доброе утро, Кузя! (Дети здороваются с Домовенком Кузей).
Дети, когда я пришла сегодня в детский сад, домовенок Кузя с нетерпением ждал меня. И он мне передал флешку, на которой записано видеописьмо. Спасибо тебе Кузя!
Воспитатель: Дети, давайте все вместе послушаем от кого видеописьмо и о чем в нем говорится.
(На экране изображение Королевы Математики. Звукозапись).
«Дорогие ребята, обращается к вам Королева Математики. В нашем математическом королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания».
Воспитатель: Дети, а мы сможем помочь жителям математического королевства? (Ответы детей).
Ну что ж, Кузя, ты оставайся в группе, а мы отправляемся в путешествие. Мы тебе обязательно расскажем о нашем путешествии.
Но к путешествию сначала нужно подготовиться.
Дети выполняют самомассаж.
Воспитатель: Вы готовы, глазки?
Дети: Да! (поглаживание век)
Воспитатель: Вы готовы, ушки?
Дети: Да! (поглаживание ушей)
Воспитатель: Вы готовы, ручки?
Дети: Да! (поглаживание кистей рук)
Воспитатель: Вы готовы, ножки?
Дети: Да! (поглаживание ног)
Воспитатель: Вы готовы? (развести руки в стороны)
Дети: Да! (обнять себя руками)
Воспитатель: А как вы думаете - на чем можно путешествовать? (Ответы детей).
Дети, а я предлагаю вам отправиться на волшебном « ковре – самолете».
(Воспитатель показывает ковер, на котором дырки в виде геометрических фигур).
Воспитатель: Ой, дети, посмотрите, ковер прогрызли мыши. Надо срочно его починить. У меня на подносе лежат заплатки в виде геометрических фигур. Сейчас я каждому из вас дам свою заплатку для ремонта ковра. Найдите и наложите правильно заплатку на ковер.
(Воспитатель каждому ребенку дает в руки «заплатку». Дети накладывают на соответствующую фигуру). Воспитатель: Какими геометрическими фигурами вы починили ковер?
Дети: Квадрат, круг, прямоугольник, треугольник.
Воспитатель: Наш ковер готов к полету. А теперь, друзья, все на борт.
Воспитатель (под музыкальное сопровождение) : Дети, в какое время суток мы отправились с вами в путешествие? (Утром).
А скажите, завтракаем мы когда? (Утром).
А ужинаем? (Вечером).
Спим мы когда? (Ночью).
А делаем зарядку? (Утром).
Солнце светит когда? (Днем).
А луна? (Ночью).
Воспитатель: Молодцы, вот мы и прилетели в Королевство Математики!
(На экране изображение замка с геометрическими фигурами).
Воспитатель: Дети, посмотрите, злой волшебник повесил огромный замок на ворота королевства. Чтобы его открыть нам нужно выполнить задание.
- Какие геометрические фигуры вы видите на замке?
(На замке два треугольника, два квадрата, круг, прямоугольник).
-Скажите, а есть ли здесь одинаковые фигуры?
( Два треугольника и два квадрата).
- Есть ли здесь геометрические фигуры одинаковые по цвету.
(У треугольника, круга и одного квадрата красный цвет).
(У прямоугольника и квадрата зеленый цвет).
- А что общего у прямоугольника и квадрата?
(У них есть углы).
А что можно сказать о размере этих фигур?
(Фигуры разные: одни больше другие маленькие).
- Какая фигура лишняя и почему?
(Лишний круг, потому, что он не имеет углов).
(На экране открытый замок)
Воспитатель: Замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство, где нас ждут еще испытания.
(На экране разные по величине дома).
Воспитатель: Дети, перед нами улица королевства Математики, на которой живут сказочные герои. Дома сказочных героев заколдовал злой волшебник, и они все перепутались. Давайте расколдуем их.
(Воспитатель предлагает детям пройти за столы).
Воспитатель: У вас на столе лежат дома . Вам нужно расставить дома в правильном порядке – начиная с самого высокого и заканчивая самым низким.
(Дети самостоятельно расставляют дома).
Воспитатель: Какого цвета дом самый высокий? (Красный).
Какого цвета дом чуть пониже красного? (Зеленый).
Какого цвета дом ниже зеленого? (Желтый).
Какого цвета дом самый низкий? (Синий).
Воспитатель: Молодцы, теперь все дома стоят в правильном порядке.
А сейчас нам нужно поселить в каждый домик своего жителя. Они перед вами – это медведь, лиса, заяц и мышка. Дети, подберите для каждого жителя свой домик по величине, чтобы они могли там поместиться.
(Дети самостоятельно заселяют животных в дома).
Кого вы поселили в домик красного цвета? (Медведя). Почему? (Потому что медведь большой и дом большой и высокий). А какой по счету будет дом красного цвета? (Первый).
Кто поселился в домике зеленого цвета? (Лиса). Почему? (Потому что лиса поменьше и дом поменьше и пониже). А какой по счету будет дом зеленого цвета? (Второй).
А чей домик желтого цвета? (Зайца). Почему? (Потому что заяц меньше лисы и дом ниже, чем у лисы). А какой по счету будет дом желтого цвета? (Третий).
А кто живет в домике синего цвета? (Мышка). Почему? ( Потому что мышка маленькая и домик низкий). А какой по счету будет дом синего цвета? (Четвертый).
Воспитатель: Молодцы, дружно справились с заданием. Расколдовали все домики и правильно заселили жителей.
А сейчас давайте немного отдохнем.
Физминутка «Мы ногами топ – топ»
Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Раз — сюда, два — туда, Повернись вокруг себя. Раз — присели, два — привстали, Руки кверху все подняли. В сторону мы повернулись
И друг другу улыбнулись
Воспитатель: Дети, жители Королевства Математики очень расстроены из – за проделок злого волшебника. Они всегда играли с цифрами, а он заколдовал и спрятал все цифры. Давайте поможем жителям отыскать эти цифры. В этом королевстве есть волшебные бассейны. Может мы там сможем отыскать цифры. Давайте попробуем.
Игровое упражнение с нетрадиционным оборудованием «Сухой бассейн». Дети достают из бассейна цифры.
Воспитатель: Какие цифры вы нашли? (Ответы детей).
А сейчас возьмите тот конверт, на котором такая же цифра, как у вас.
(Дети берут конверты с соответствующей цифрой и проходят за столы).
Воспитатель: Дети, посмотрите, что у вас в конвертах. (Цифры). Все цифры перепутались и нам нужно их разложить по порядку. Не забывайте, что каждая цифра должна стоять на своем месте.
(Дидактическое упражнение « Разложи по порядку»)
Воспитатель: Дети, давайте назовем все цифры по порядку.
А сейчас прочитаем цифры в обратном порядке.
Какая цифра стоит между цифрой 3 и цифрой 5?
Какая цифра находиться перед цифрой 4?
Какая цифра стоит за цифрой 2?
Воспитатель: Молодцы, все цифры нашли свое место. Мы навели порядок и расколдовали их. Продолжаем путешествие .
Воспитатель: Дети, посмотрите, перед нами возникло препятствие, речка. Какая она? (широкая) А как же нам пройти через нее? (дети фантазируют) (По мостику). А сколько здесь мостиков? (Два). Одинаковые ли они? (Нет). Чем они отличаются? (Один узкий, другой широкий). А по какому мостику удобнее и без страха можно пройти? (По широкому). Давайте встанем друг за другом и пройдем через речку по широкому мостику.
(На экране иллюстрация цветочной поляны в черно – белом цвете).
Воспитатель: Дети, мы оказались с вами на цветочной поляне. Раньше в королевстве было очень красиво. Повсюду цвели цветы. Но злой волшебник заколдовал всю красоту. И все цветы стали бесцветными. Нам нужно расколдовать их, чтобы королевство снова стало красочным. И сейчас мы с вами будем оживлять цветы. Но прежде чем оживлять, мы разомнем наши пальчики с помощью мячиков – ежиков.
Самомассаж Су – Джок – терапия (китайские шарики).
«Будь здоров!»
Чтоб здоров был пальчик наш
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрем
И к другому перейдем.
(Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке).
Воспитатель: У вас на листочках нарисован цветочек. Сейчас вы будете оживлять цветы не краской, а цветной манной крупой.
На столе у вас манка разного цвета и каждый из вас оживит свой цветочек. Вы должны пальчиками набирать манку и сыпать на цветочек, не выходя за контур цветка.
Рисование цветов нетрадиционным материалом (цветная манная крупа). Дети рисуют цветной манкой.
Воспитатель: Молодцы, дети, мы оживили все цветы и полностью расколдовали Королевство.
Давайте мы посмотрим какое оно стало и что скажет нам Королева Математики.
(На экране изображение Королевы Математики на фоне королевства. Звукозапись).
« Уважаемые дети, я очень довольна вашими знаниями по математике. Спасибо вам, что вы помогли расколдовать и оживить мое королевство. Я хочу вас наградить почётными медалями: «Самый умный!»
Награждение.
Воспитатель: Дети, мы сегодня совершили очень доброе дело. В этом нам помогла наша дружба и знания. А чтобы дружба была всегда с нами, давайте мы завяжем «узел дружбы».
Релаксация: «Узел дружбы»
Дети встают в круг. Воспитатель протягивает ладонь, а дети кладут на нее свои ладошки сверху. Воспитатель накрывает их второй ладонью.
Воспитатель: Вот какой получился у нас «узел дружбы» - крепкий и добрый. Скажем все вместе: « Я очень люблю своих друзей!». (Дети произносят хором).
Воспитатель: Я тоже вас очень люблю!
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад. А чтобы быстрее добраться до детского сада, мы полетим на самолете.
Подвижная игра «Самолеты» под музыкальное сопровождение.
Воспитатель: Вот мы снова в детском саду. Понравилось вам путешествие в Королевство Математики? (Ответы детей). (Воспитатель берет в руки Домовенка Кузю). Давайте расскажем нашему Домовенку Кузе какие добрые дела мы совершили ? (Ответы детей).
Воспитатель: Домовенок Кузя очень доволен нами. Скажите Кузе с каким настроением вы вернулись из путешествия? (Ответы детей). А теперь выберете картинку Колобка с таким настроением как у вас.